Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004г. № 314 были внесены изменения в существовавшую систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. В ведении Министерства юстиции Российской Федерации была обозначена Федеральная регистрационная служба.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004г. № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» к компетенции Службы отнесены (пункт 2 Положения):
1) обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций (в редакции указа от 02.05.2006 N 450);
3) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;
3.1) осуществление контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния (введен указом от 23.12.2005 N 1521);
4) осуществление контроля деятельности саморегулируемых организаций (в редакции указа от 23.12.2005 N 1521).
Существовавшее Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Мордовия в декабре 2004г. было реорганизовано путем разделения на Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия и Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия.
В конце декабря 2004г. к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия было присоединено Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Мордовия.
В соответствии со статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ до 01.01.2005г. государственную регистрацию прав должны осуществлять действующие учреждения юстиции, после указанной даты – образованные территориальные органы Федеральной регистрационной службы.