Парфенон на Шпрее

Помощь и услуги в сфере недвижимости Европы

Парфенон на Шпрее

Открытие Галереи Джеймса Симона в Берлине стало одним из главных архитектурных событий минувшего года

Каждый год во второй половине мая мир отмечает Международный день музеев. В последние годы роль этих культурных учреждений существенно изменилась: из хранилищ исторических и художественных ценностей они превращаются в открытые общественные пространства. Меняется и подход к проектированию музейных зданий, в основе архитектурных проектов лежит музеологическая концепция открытости и доступности культурного наследия.

Прошлый год был отмечен целым рядом крупных архитектурных проектов, связанных с музейным делом. Одним из самых интересных стало открытие галереи Джеймса Симона на Музейном острове Берлина, входящем в список объектов Всемирного наследия UNESCO. Звездный британский архитектор Дэвид Чипперфильд сумел деликатно вписать выразительную и лаконичную современную постройку в существующий контекст. За связь с классической традицией галерею называют «Парфеноном на Шпрее». Сразу после открытия Галерея Джеймса Симона получила приз Немецкого музея архитектуры, которым ежегодно отмечают самые выдающиеся здания в стране.

Центр наук и искусств на острове на реке Шпрее в Берлине создал кайзер Фридрих Вильгельм IV. Первый музей здесь построили в 1830 году, а спустя сто лет, в 1930-м, здесь появился Пергамский музей. Вторая Мировая война нанесла музейному центру большой урон — здания были разрушены более чем на 70%. Реставрационные работы начались лишь после объединения Германии.

Дэвида Чипперфильда с Музейным островом связывают почти двадцать лет работы. В 1999 году Берлин утвердил разработанный Чипперфильдом мастер-план, который предусматривал восстановление памятников и объединение их в единый ансамбль. В 2011 году проект реконструкции Нового Музея, построенного в 1859 году, принес Чипперфильду главную архитектурную награду Евросоюза — премию Миса ван дер Роэ, на которую помимо него претендовали такие звезды, как Заха Хадид, Жан Нувель и Бернар Чуми. В этом проекте архитектор применил новый подход, который не предполагал ни перестройку оригинального здания, ни современное дополнение, которое бы контрастировало с исторической тканью. Вместо этого был использован археологический подход — первоначальный объем дополнили новыми строительными секциями, создающими преемственность с существующей структурой.

Галерею Джеймса Симона возвели на месте склада в юго-западной части острова. Она названа в честь мецената Джеймса Симона, в начале 1900-х годов пожертвовавшего берлинским музеям 10 тысяч ценных экспонатов. Среди сокровищ, которые коллекционер передал в дар Германии, знаменитый бюст царицы Нефертити и Вавилонские ворота богини Иштар. Архитектурное решение здания поддерживает тему «форумной архитектуры», начало которой почти двести лет назад положил архитектор Карл-Фридрих Шинкель. Лейтмотивом проекта стали тонкие колонны, три широких пролета между удлиненным цоколем и нижней колоннадой приглашают посетителей в здание.

Подобно Пирамиде Лувра, которая стала одновременно новой достопримечательностью и логистическим хабом главного музейного центра Франции, Галерея Джеймса Симона служит новым входом в комплекс знаменитых музеев Берлина и увязывает воедино весь ансамбль. Из просторного фойе со стойкой информации и турникетами посетители могут попасть в Пергамский музей, цокольный этаж связан с Новым и Старым музеями и музеем Боде. Из фойе можно пройти в столовую и на просторную террасу, которая тянется по всей длине здания вдоль канала. Уровнем ниже расположены музейный магазин, гардеробы, туалеты, камера хранения. В цоколе спланировали временные выставочные площади и лекторий на 300 мест.

Справочно:

Дэвид Чипперфильд входит в число крупнейших архитекторов мира. Среди его работ немало проектов реконструкции исторических зданий. Чипперфильд удостоен престижных наград и званий за выдающиеся достижения в области архитектуры, включая членство в британской Королевской академии художеств, рыцарский титул, орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» и Императорскую премию Ассоциации искусств Японии. Архитектор является также членом градостроительного совета Сколково. В 2010 году бюро David Chipperfield Architects выиграло конкурс на проект Пермского театра оперы и балета, в 2014 году — конкурс на проект штаб-квартиры Нобелевского комитета в Стокгольме.

№19 15.05.2020

Автор: Оксана САМБОРСКАЯ