ЕС собирается ввести антидемпинговые пошлины на березовую фанеру из России
Повлияет ли пошлина на поставки, смогут ли производители быстро переориентироваться на другие рынки и вырастут ли цены на фанеру внутри России?
Введение антидемпинговых пошлин сроком на шесть месяцев — это предварительное решение Еврокомиссии. На демпинг со стороны российских поставщиков фанеры жаловались производители из Польши и Латвии. ЕС пришлось проводить расследование.
Из материалов Еврокомиссии следует, что пошлины хотят ввести для Вятского и Жешартского фанерных комбинатов; Сыктывкарского фанерного завода; российского предприятия финской UPM-Kymmene Corporation, в Новгородской области; и некоторых других. Ставка пошлины для всех — около 15-16%.
ЕС рассчитал такую ставку по итогам расследования, когда получил жалобу от компаний Польши и Латвии на демпинг со стороны российских поставщиков. Надо сказать, что экспортная пошлина на нашу фанеру в ЕС была и раньше и составляла 7%. Однако это не мешало росту экспорта. В конце 2020 года рост экспорта российской древесной продукции по березовой фанере составил 15,8 процента. По данным Федеральной таможенной службы, кубометр фанеры в декабре 2020 года в долларах был на восемь процентов дороже, чем годом ранее, сообщала «Российская газета».
Один из главных производителей пиломатериалов в России — Segezha Group сообщил Business FM, что ЕС не провел второй этап расследования. Оно должно показать, есть ли вообще ущерб экономике ЕС от возможного демпинга. Управляющий директор по реализации госпрограмм развития и лесной политике Segezha Group Николай Иванов считает, что суммарный ущерб для производителей в ЕС от этих пошлин будет больше. В страны ЕС — Германию и Нидерланды — Segezha поставляет четверть своей фанеры, но в случае чего легко переориентируется на другие рынки, комментирует Николай Иванов:
«Это не окончательное решение, мы его будем оспаривать и считаем, что эта пошлина введена не будет. Убытки будут больше у европейских потребителей фанеры. Сейчас такой спрос на эту продукцию во всем мире, что в Европе наблюдается очень большой дефицит. В США, в Австралии, частично даже России это коснулось. И на таком рынке переориентироваться на продажи, например, в те же Штаты или в Великобританию, которая сейчас в ЕС не входит, это не составит, не могу сказать, что никакого труда, но это абсолютно исполнимая операция и достаточно быстрая».
Всего поставки Segezha Group в страны Евросоюза составляют от 80 тысяч до 100 тысяч кубометров ежегодно. В прошлом году компания вышла на рынок США. А с выходом в Азию эффект от пошлин будет полностью нивелирован, отметил Иванов.
За первые четыре месяца этого года экспортная цена российской фанеры выросла на 16%, и сейчас составляет 458 долларов за кубический метр. Несмотря на то, что основной материал для производства мебели — это плиты ДСП и МДФ, фанера используется активно — для задних стенок шкафов, полок и некоторых других деталей. В России большой спрос на фанеру из-за ее дефицита, — она подорожала на 20% с начала года, говорит основатель и гендиректор Lesprom Network Алексей Богатырев:
«Производители во всем мире ожидали, что пандемия приведет к падению спроса, но все оказалось по-другому. Оказалось, что люди, оставшись дома, стали присматриваться, что им нужно починить. Затраты на реконструкцию и модернизацию стали расти. В итоге это привело к росту цен на строительные материалы, в том числе, на фанеру на всех рынках. И вместе с тем производители были вынуждены по распоряжению государственных органов во многих странах останавливать производство на месяц, на два месяца. Но, кроме того, еще возникла одна большая проблема — это проблема с логистикой. Разные страны по-разному закрывались».
Из-за дефицита фанеры российские власти сами рассматривают ограничение ее экспорта. Ранее Минпромторг предложил включить пиломатериалы в перечень существенно важных для рынка товаров — пусть и не прямо сейчас. Это позволит, в случае чего, запретить экспорт вообще. Параллельно Россия нарастила импорт фанеры — в прошлом году на 80%, до 120 тысяч кубометров.
Евгений Перельчук